ПСИХОЛОГИЗМ (ЛОГИЧЕСКИЙ)

ПСИХОЛОГИЗМ (ЛОГИЧЕСКИЙ)
- концепция обоснования логики, имеющая форму своеобразного редукционизма, утверждавшего, что логика представляет собой часть психологии или, по крайней мере, зависит от нее. Основной чертой концепции П. выступает следующий аргументационный ход: базовой категорией логики служит (правильное) мышление, само же мышление понимается как психический акт или психический процесс и является важнейшим предметом исследования в психологии, следовательно, логические формы  мышления (понятия, суждения и умозаключения) должны пониматься исключительно в качестве психических феноменов, находящих свое выражение в языковой форме, а логические правила - в качестве законов психических актов мышления, сама же логика - в качестве специфической психологической дисциплины, нормативно регулирующей мыслительные процессы. Отсюда основной задачей логики становится исследование и моделирование человеческого мышления на основе психологических методов.

П. берет свое начало в английском эмпиризме и, пожалуй, в неоаристотелизме, понимаемом как логический номинализм, т. е. в концепциях, где присутствует тот или иной вариант редукции абстрактных сущностей к эмпирической первооснове. То, что П. смог пережить такое развитие, как это случилось прежде всего в рамках немецкой философии XIX в., без сомнения, обусловлено именно развитием психологии, которая в своем предмете касалась философской проблематики - у Аристотеля, например, психология была отдельной философской дисциплиной. Основателем П. можно считать современника Гегеля - Я. Ф. Фриза, который излагал философию Канта исключительно в психологической терминологии, да так, что преобразовывал "трансцендентальное" в "психологическое". Влияние идей Фриза на развитие психиатрии (именно им введен термин "патопсихология") было довольно продолжительным. В качестве главной задачи философии он рассматривал психологические исследования разума, рассудка, интеллекта, а в качестве главного метода - самонаблюдение. Аналогичную (психологическую) критику спекулятивной философии во имя естественнонаучно ориентированного мышления проводил Э. Бенке. Единственно возможным основанием познания был для него только психологический опыт. Концепция Дж. Ст. Милля тоже близка к эмпирической т. зр. П., т. к. он рассматривал логику как исследование психических процессов при выводах. Сходные т. зр. мы находим и у X. Зигварта, который видел в логике науку о нормах правильного мышления. Им следовали В. Вундт, Б. Эрдман, Т. Липпс и др. Подчинял логику психологии и Ф. Брентано - философ, внесший значительный вклад в формирование феноменологии, в частности - теории предметности. Он толковал логику как искусство суждений, где суждение - один из трех психических феноменов, наряду с представлением и ощущением (чувством), понимаемых как акции, действия. Как видно, в свое время П. был плодотворным философским направлением (например, оказался непосредственной средой становления феноменологии), но позже, как и всякое утрирование, он стал препятствием для философских исследований, в т. ч. и для развития логики как отдельной научной Дисциплины. Во все времена психологистической ориентации в логике резко противопоставлялась такая радикальная форма антипсихологизма, как логический платонизм.

Однако с позиции традиционной логики критика П. была затруднена. Например, иногда безусловный характер предмета логики как науки об общечеловеческих законах и формах правильного мышления служит основанием его различия с предметом психологии, т. к. последняя исследует мыслительную и душевную деятельность индивида в зависимости от конкретных условий его существования. Но т. о. логика как наука все равно сводилась к разделу своего рода формальной психологии.

Пожалуй наиболее сильно зазвучала борьба "за" и "против" П. к началу нынешнего столетия, когда потребовалось оформление нового воззрения на новую логику. В то время работы противников психологического направления в логике, в особенности Г. Фреге - лидера логицизма, получили признание в качестве основополагающих работ в области современной (математической) логики. Любопытно, что такие протагонисты феноменологии как Э. Гуссерль и А. Мейнонг в начале своего философского пути были сторонниками П., оба философа - Мейнонг в работе по критике номинализма (1877) и Гуссерль в своей диссертации по философии арифметики (1891) - сформулировали положения о зависимости философии и математики от психологии. Позднее их психологическая установка претерпела существенные, но близкие по своему духу трансформации. Мейнонг выступил против крайностей в оценке эксперимента как метода, заявляя, что как логицизм означает смерть всякой истинной психологии, так и П. - смерть всякой истинной логики. Наиболее широко известна исключительно эффективная критика П., представленная Э. Гуссерлем, пожалуй, благодаря побудительной критике Фреге на упомянутую диссертацию, в его "Логических исследованиях". Психология является, согласно Гуссерлю, эмпирической наукой, которая вследствие своей эмпирической и, следовательно, неопределенной природы не может быть основанием для логических законов. Логические законы обосновываются не индукцией, а "аподиктической ясностью (очевидностью)", благодаря же психологическому обоснованию логические законы откровенно проигрывают. Однако термин "аподиктическая ясность" требует следующего комментария: в качестве критерия истины он является сугубо философской категорией, но уже у Декарта - категорией сомнительной. Тем не менее антипсихологизм в логике занял главенствующее положение, например, в польской (Львовско-Варшавской) логической школе: "То, что называется "психологизмом" в логике, - признак упадка логики в современной философии", - писал Я. Лукасевич в работе "Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики". Однако после широкого анализа логических парадоксов, обнаруженных в основаниях классической теории множеств, П. вновь получил распространение в среде философов, логиков и математиков. На связи логики и психологии продолжали наставать следующие математики: Л. Э. Ж. Брауэр, А. Пуанкаре, Э. Гобло, Ф. Энрикес, Ф. Гонсент и др., психологи - Г. Штеринг, Т. Циген, И. Херман, Э. Риньяно, Ж. Пиаже и др. В 80-е г. интерес к проблематике П. возрос, но претерпел некоторое видоизменение, т. к. теперь он получает импульс со стороны междисциплинарных исследований по компьютерному моделированию человеческого интеллекта.

А. Г. Кислов


Современный философский словарь. — М.: Панпринт. . 1998.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ПСИХОЛОГИЗМ (ЛОГИЧЕСКИЙ)" в других словарях:

  • психологизм — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. В соответствии с ним в основу анализа картины мира ставятся данные психологии. Этой позиции придерживались: Д.С.Милль,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ — Эти понятия фиксируют вопросы о возможности использования в философии, прежде всего в теории познания, психологических понятий и представлений, о допустимости принятия психологии как науки о сознании (посредством которого человеку даются любые… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • Психологизм — тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания. Наиболее известны психологистические системы в логике и математике. Логический психологизм… …   Википедия

  • ГУССЕРЛЬ — (Husserl) Эдмунд (1859 1938) немецкий философ, основатель феноменологии, одна из наиболее значительных фигур в философии 20 в. Проблема науки и научности составляла центральную тему ранней феноменологии. В отличие от тех философов, которые… …   История Философии: Энциклопедия

  • ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859-1938) — немецкий философ, основатель феноменологии, одна из наиболее значительных фигур в философии 20 в. Проблема науки и научности составляла центральную тему ранней феноменологии. В отличие от тех философов, которые противопоставляли философию науке и …   История Философии: Энциклопедия

  • ЛОГИКА — (от греч. logos слово, понятие, рассуждение, разум), или Формальная логика, наука о законах и операциях правильного мышления. Согласно основному принципу Л., правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или… …   Философская энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… …   Философская энциклопедия

  • Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед …   Литературная энциклопедия

  • ГУССЕРЛЬ — [нем. Husserl] Эдмунд (8.04.1859, Просниц (совр. Простеёв, Чехия) 27.04.1938, Фрайбург им Брайсгау, Германия), нем. философ, основатель феноменологии как философского направления. Род. и вырос в индифферентной к религии евр. семье. Окончил… …   Православная энциклопедия

  • Логика — Гр …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»